График работы:
9:00 до 20:00, кроме субботы и воскресенья.

Москва, ул. Шаболовка, 50  8 (495) 589-45-46

< >
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4

Примерное текстовое наполнение

Новости все новости
Статья для журнала "Гостиница ресторан: бизнес и управление"

В сентябрьском номере журнала "Гостиница  ресторан: бизнес и управление" выходит статья "Одевать своих сотрудников вы не обязаны?". На вопросы журнала о месте и значении униформы в современном бизнесе отвечает директор студии Ирина Кутырева. Читать дальше >>>

Униформа для казино: проект закончен и сдан!

В мае Studio Bellissima завершила многомесячную работу по разработке и реализации проекта униформы по заказу одного из крупнейших казино стран СНГ и Балтии. Как всегда проект был реализован с нуля: от разработки дизайн-проекта до отшива массовой партии. Проект завершен и успешно сдан.

Костюмы интеллигенции

Дореволюционная интеллигенция в основном носила те же костюмы, что и буржуазия, с той лишь разницей, что в зависимости от материального положения костюмы эти не всегда шились на заказ, а покупались готовыми, были из более дешевых материалов и не столь строго следовали моде.

Профессура, врачи (вольнопрактикующие, как тогда говорили) и адвокатура чаще всего ходили в сюртуках из черного крепа с шелковыми отворотами и с басонными пуговицами. Носили жилеты и брюки из того же материала, к сюртуку надевали полосатые визиточные брюки и "штучные" жилеты с отворотами, а летом белые пикейные жилеты (они увековечены И. Ильфом и Е. Петровым в "Золотом теленке"). Сюртуки носили обязательно с крахмальными рубашками. Воротнички могли быть стоячими, стояче-отложными и фасона "альберт". Галстуки носили либо черные однотонные, либо спокойных расцветок в мелкий рисунок. Фасоны галстуков тоже могли быть разные: самовязы, бантики или пластроны. Обязательны были также крахмальные манжеты, круглые или овальные.

При сюртуке носили черные ботинки на шнуровке и на пуговицах или штиблеты. Полуботинки (туфли) и цветную обувь при сюртуке носить не полагалось.

Адвокат Петербургской окружной палаты
Адвокат Петербургской окружной палаты
Инженер путей сообщения, начальник службы движения Северо-западной железной дороги. Петербург. 1913 г.
Инженер путей сообщения, начальник службы движения Северо-западной железной дороги. Петербург. 1913 г.


Одежда адвокатов


Адвокаты в России не имели специального форменного костюма для выступления в судах, как это принято почти во всех европейских странах, и выступали на суде либо в сюртуках, либо во фраках (при черном галстуке и черном же жилете). В петлице правого лацкана обязательно был вдет университетский значок, представляющий собой белый эмалевый ромб, внутри которого был синий крест, тоже покрытый эмалью, и золотой двуглавый орел. Постоянным атрибутом адвоката был большой черный портфель, часто с вытесненной на нем золотом фамилией адвоката или его инициалами. Портфель не имел ручки, как и все портфели того времени. Иногда бывал раскладным, как бювар, и имел множество отделений внутри.

Адвокаты, находящиеся на государственной службе, официально именовались "присяжными поверенными", адвокаты, имеющие частные конторы, были "частными поверенными". Вне суда адвокаты одевались так же, как большинство интеллигенции, а некоторые даже подчеркивали свою принадлежность к кругу лиц свободных профессий - носили длинные волосы, галстуки, завязанные пышным бантом, бархатные пиджаки и т. д.

Юрисконсульты крупных фирм и банков часто носили серые костюмы, коричневые ботинки, что в то время не было распространено в России среди интеллигенции.


Одежда инженеров

Инженеры, преподававшие в высших технических учебных заведениях, служившие на казенных заводах и железных дорогах, носили специальную форму, которая отличалась только цветом петлиц, кантов, материалом, чеканом и цветом пуговиц, а также шитьем парадных мундиров. Головной убор инженеров - фуражка с суконной тульей, бархатным околышем и черным козырьком. На околыше - значок-эмблема той или иной инженерной специальности, на тулье - чиновничья кокарда. Летом на фуражку надевался белый чехол. При парадном мундире инженеры носили черную велюровую двууголку с шитьем, в зависимости от чина.

Шинель у инженеров была черная, касторовая того же покроя, что и у чиновников,- зимой на теплой подкладке, с черным каракулевым воротником. В зависимости от специальности, а также от ведомства различными на шинелях были петлицы и канты, а на петлицах - вышитые звездочки и полоски, указывающие звание. Металлическая или вышитая эмблема была та же, что и на фуражке, но меньше размером.

Инженеры, имеющие чин штатского генерала, то есть начиная от статского советника, имели на шинелях отвороты из приборного сукна, подобранного по цвету кантов, и цветные канты по борту, обшлагам, клапанам карманов и хлястику шинели.

Другим видом верхней одежды летом была накидка из черного сукна с прорезями для рук и с пристяжным капюшоном. На отложном воротнике накидки иногда носили петлицы, такие же, как на шинели. Пуговицы заменялись металлической застежкой - две большие пуговицы, соединенные цепочкой.

Зимой инженеры этого класса могли ходить в "николаевской" шинели с меховым воротником и с пелериной, но носили ее редко, преимущественно при парадном мундире.

Каждодневной одеждой инженеров служил однобортный китель из темно-синего или черного сукна со стоячим воротником, с верхними накладными карманами, с клапанами и форменными пуговицами. Петлицы и канты на кителе носили редко. Летний китель был белым из ластика или рогожки, иногда синим и зеленоватым из хлопчатобумажной ткани.

Инженеры путей сообщения, работающие на заводах, носили двубортные тужурки с петлицами и форменными пуговицами, с кантом по воротнику, борту и обшлагам, брюки и сапоги; под тужурку надевали белую или темную косоворотку, которую подпоясывали шнуровым поясом с кистями или узким затяжным ремнем. Вместо тужурки иногда носили и черные кожаные двубортные куртки с фирменными пуговицами. Встречались куртки с бархатными воротниками, но без петлиц. Изредка на уголках бархатного воротника были эмблемы, такие же, как на петлицах шинели.

Группа прокуроров - сотрудников прокурорского надзора Петербургского окружного суда. Петербург. 1912 г.
Группа прокуроров - сотрудников прокурорского надзора Петербургского окружного суда. Петербург. 1912 г.
Присяжный поверенный. Петербург. 1913 г.
Присяжный поверенный. Петербург. 1913 г.



Выходной формой одежды был суконный сюртук черного, синего или темно-зеленого цвета во все времена года, и белый, из ластика,- летом.

На сюртуке носили обязательно петлицы и форменные пуговицы: спереди и сзади большие, на рукавах - маленькие. На сюртуке были канты по борту, обшлагам и задним клапанам (листочкам). Белые сюртуки кантов не имели. К сюртуку носили жилеты в цвет с ним, с форменными маленькими пуговицами и крахмальную рубашку со стоячим или стояче-отложным воротником, черный галстук - самовяз или бантик (при нашейном ордене носили только бантик).

В торжественных случаях к сюртуку надевалась шпага чиновничьего образца, с темляком. Ее продевали в специальный прорез с левой стороны сюртука. Внутри прореза был укреплен карманчик, за который шпага зацеплялась специальным крючком, приделанным к верху ножен. Из карманчика был виден только эфес (рукоятка шпаги), а низ ножен торчал из-под сюртука.

Полупарадной формой одежды служил вицмундир - фрак с бархатным воротником и с форменными пуговицами. Петлиц и эмблем на вицмундире не было. Вицмундир тоже имел прорез для шпаги. При нем носили, как правило, только бантик.

И, наконец, был еще парадный мундир с отрезной талией, однобортный, со стоячим воротником, расшитый по бархату серебром или золотом, в зависимости от того, какие пуговицы были (золотые или серебряные), и с такими же, как воротник, обшлагами. Парадный мундир имел канты по воротнику, обшлагам, задним клапанам и прорез для шпаги.

Брюки при всех формах одежды носили темные (черные, синие, темно-зеленые), с кантом и без канта. При парадном мундире инженеры, имеющие чин от статского советника и выше, носили белые суконные брюки с золотым или серебряным лампасом.

Обувью при всех формах одежды были черные штиблеты (при парадном мундире - лакированные) или черные ботинки на шнуровке. При тужурке, кителе, шинели носили высокие сапоги.

У инженеров, служивших в частных фирмах или имеющих собственные предприятия, формы не было, они носили только форменные фуражки с эмблемой и кокардой1. Если эта категория инженеров имела чины, то в особых случаях они могли надевать форму, присвоенную инженерам их специальности.

Горные инженеры, инженеры-технологи, инженеры-электрики раньше назывались так же, как теперь, но некоторые другие инженерные специальности раньше имели иное наименование, например: гражданские инженеры (теперь инженеры-строители), инженеры путей сообщения (теперь инженеры железнодорожного транспорта) и т. д.

Горные инженеры носили фуражку с темно-синим бархатным околышем, синей диагоналевой тульей и светло-синими кантами. Эмблемой являлись два скрещенных золотых молотка. Такая же эмблема была на золотых пуговицах. Их петлицы были из темно-синего бархата с синим кантом. Просветы (полоски) на петлицах, эмблемы и звездочки были золотыми.

Все типы одежды горных инженеров были темно-синего цвета, из сукна или кастора, только брюки были диагоналевые (как тульи фуражек) и из-за фактуры казались светлее. Шитье на парадных мундирах было золотое.

У инженеров-технологов фуражки были с черным бархатным околышем, зеленовато-синей тульей, синими кантами. Их эмблема - золотые скрещенные молот и французский ключ2. Пуговицы у инженеров-технологов были золотые, также с молотом и французским ключом. Цвет их одежды был черный, канты всюду синие, а шитье золотое.

Инженеры путей сообщения носили фуражки темно-зеленые с бархатным околышем, зеленой тульей, салатно-зелеными кантами. Их эмблема - серебряные скрещенные топор и якорь ("лапами" вверх). На серебряных пуговицах была та же эмблема. Цвет одежды их был черный, с темно-зеленым отливом, шитье серебряное; петлицы бархатные, темно-зеленые, со светло-зелеными кантами; просветы, звездочки, эмблемы - серебряные.

У гражданских инженеров была фуражка с черным бархатным околышем, тулья такого же цвета, как и у инженеров-технологов, канты красные. Их эмблема - скрещенные золотые лопата и топор; та же эмблема на золотых пуговицах.

____________________
1 Инженерные фуражки существовали еще долго после Октябрьской революции (примерно до начала 30-х годов), но носили их без кокарды.

2 Эта эмблема сохранилась по сей день у железнодорожников и у учеников ремесленных училищ.





При подготовке статьи использованы материалы книги Я. Н. Ривоша 

"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России 
конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.




Яндекс.Метрика
Copyright © 2011-2014 ООО "Ателье-Проект"
Дизайн сайта: Brulix Design
Карта сайта