Один итальянский коллега, представляющий в России бизнес по производству бокалов и ваз из серебра и стекла, высказался однажды о ручной работе так: "Ручная работа – это слишком очевидный способ заявить о своей консервативности. Я же считаю, что для каждой цели существует оптимальный метод, и чаще всего – промышленный. Поэтому я инвестирую в самую сложную и современную технику и придумываю новые технические трюки. К сожалению, я все еще вынужден прибегать к ручному труду – инструменты пока умеют не все. Но вообще ручной труд – это садомазохизм, где покупатель – садист, а производитель – мазохист. Ручной труд – это коммерческая уловка. А я не жульничаю. О стоимости изделий нужно судить по конечному результату, а не по способу их производства. Покупатели хотят что-то, сделанное вручную в Италии, Швеции, Дании – но только не в Китае. И что это значит? Расизм. Разве руки китайского мастера ничего не стоят?"
Какие правильные слова. – По отношению к стеклу, а еще более – к электронике и сектору нанотехнологий! Если же говорить об индпошиве, я думаю, со мной согласятся все, мы платим именно за хенд-мейд. Самые дорогие платья в показах недель высокой моды (мы оставим за скобками платья, чья баснословная многомиллионная – в $ – стоимость обусловлена в большей степени количеством бриллиантов, их усыпавших, чем ручной работой) – это платья, на создание которых ушло колоссальное количество ручного труда. Например, платье для Мелани Краус-Трамп от Christian Dior стоимостью 200 тыс. долларов, когда та выходила замуж за миллиардера Дональда Трампа, на создание которого ушло более 500 часов ручного труда мастериц дома Диор. Или черное платье от Валентино из коллекции Valentino Couture Fall-Winter 2013-2014, на создание которого также ушло более пятисот часов ручного труда.
Вы будете платить за машинную строчку (даже если машинная строчка, сделанная на подшивочной машине производства STROBEL Spezialmaschinen GmbH стоимостью от 300 тыс. рублей) столько же, сколько платите за строчку, сделанную вручную? Или за петли на рукавах пиджака, обметанные на машине, столько же, сколько за петли, обметанные вручную? Если Вы шьетесь у персонального портного, а не покупаете готовые костюмы типа "Hugo Boss" в ЦУМе за 30000р., полагая, что покупаете настоящий хенд-мейд, вы уже дали ответ на этот вопрос.
Но в чем итальянский коллега прав безусловно – так это в том, что руки мастера не имеют (не должны иметь) национального признака. Люди делятся на профессионалов и дилетантов. А не на носителей голубых и плебейских кровей. Кто думает иначе – расист. И не важно, чем он руководствуется.
На фото – готовимся к первой примерке пиджака. Обращаю ваше внимание, дизайн деталей и подкладки изделия, как правило, и в данном конкретном случае, выбирает заказчик. На этом этапе – это дело исключительно вашего вкуса.
|